Первая и пока единственная экранизация самого известного романа Виктора Пелевина "Generation П" вышла в этом году на большой экран.
После просмотра осталось ощущение, что данный фильм вряд ли останется единственным воплощением популярного романа в кино. И не потому что фильм получился очень плохим – нет, просто ожидалось чего-то большего. Судя по отзывам многих поклонников Пелевина, в фильме Гинзбруга они не увидели всего того, что представляли, читая книгу.
Но такая неполнота скорее относится не к недостаткам фильма, а к достоинствам книги. Объять такое многосюжетное произведение и уложить его в меньше чем 2 часа экранного времени – задача по-настоящему сложная. Съемочная группа работала над ее выполнением на протяжении последних пяти лет. Результат вышел неоднозначным, но все же неплохим.
Стоит отметить три главных достоинства фильма.
Первое – это внятное изложение основной сюжетной линии. История Вавилена Татарского, который прошел путь от продавца в сигаретном ларьке, через создателя популистской рекламы, до главного творца телевизионной псевдореальности, показана просто и доступно. Здесь нет такого сложного сплетения галлюциногенных фантазий, восточной философии и реальных событий, как в книге.
Но в тоже время в фильме прослеживается глубина идей, изложенных Пелевиным – и это второе достоинство кинокартины. Философия рекламы в рамках отечественного переходного периода у Пелевина представляет собой непаханое поле для размышлений. В фильме не все показано, но многое продуманно. Благодаря этому картина получилась не одноразовой: если есть над чем задуматься, значит есть повод посмотреть фильм еще не раз.
Третье достоинство картины – это актерский ансамбль, собранный в фильме. Епифанцев в роли Татарского – очень неплох. Как и во многих фильмах отлично выглядят в своих ролях Михаил Ефремов (Азадовский) и Андрей Панин (Вовчик). Но больше всего привлекает внимание подбор актеров на второстепенные роли. Первым из него выделим Сергея Шнурова, очень органично воплотившего на экране «осколка исчезнувшей цивилизации» Гиреева. Дальше в актерском списке идут: Трахтенберг, Охлобыстин, Меньшов, Парфенов, Гордон – интереснейшие личности, которые, несомненно, украшают фильм.
Достоинства фильма говорят о том, что над картиной очень неплохо поработали – сделали адаптацию сценария и сумели удачно воплотить на экране всех персонажей романа. Но возвращаясь к первым ощущениям от фильма, именно эта работа сделала из культового романа, просто неплохое кино. Зритель может его посмотреть и не почувствовать той наркотически-философской атмосферы, которая есть в книге, но при этом говорить, что знаком с произведением. И такая неоднозначность дает повод думать, что кто-то еще рискнет сделать фильм по роману «Generation П» и полнее раскрыть на экране задумки автора романа. Но пока этого не произошло, фильм Виктора Гинзбруга 2011 года будет носить статус культового и для многих будет простым способом узнать, о чем написано в книге, о которой столько говорят.